Фофонов Д. М.
С использованием метода локальных вариаций рассмотрен процесс построения аэродинамической компоновки, основанный на оптимизации формы по критерию аэродинамического качества K. В качестве исходной конфигурации в оптимизационном расчете принята форма треугольного крыла безразмерной длины L ≡ 1 и размахом b = 1. В качестве исходных данных приняты форма и габариты внутренних геометрических ограничений. Объем исследуемого тела не фиксирован. Определена оптимальная конфигурация, реализующая максимальное аэродинамическое качество; исследованы ее свойства. Во втором расчете в качестве исходных данных принят прототип геометрически подобный проекту X-34, включая форму в плане и габариты силовой установки. Определена форма фюзеляжа и угол установки крыльев, реализующие максимальное аэродинамическое качество. Оценка аэродинамического качества полученной оптимальной формы показывает его соответствие предъявляемым требованиям.
Чернышов М. В., Савелова К. Э.
Анализируются параметры потоков за тройной конфигурацией ударных волн, образующейся при маховском отражении, с прямой главной волной (так называемой стационарной маховской конфигурацией). Предполагается, что стационарная маховская конфигурация перемещается во встречном потоке, имеющем произвольную скорость (и соответствующее число Маха). На примере отношения скоростных напоров на сторонах контактного разрыва, исходящего из тройной точки маховского отражения, показано, что спутные потоки за тройной конфигурацией сильно различаются по степени своего трансляционного воздействия на окружающие объекты.
Михайлюк Н. В., Оборин А. И., Нилов А. С.
Проведен сравнительный анализ термоупругих характеристик керамоматричных композиционных материалов (КМК), получаемых по жидко- и газофазным технологиям, армированных двумя типами углеродных волокон (УВ), исходя из различного модельного структурно-фазового состава получаемого матричного материала. Отмечается, что при реализации технологии жидкофазного силицирования и использовании высокомодульных углеродных волокон с высокими отрицательными значениями по абсолютной величине коэффициентов линейного термического расширения (КЛТР) корректно может применяться упрощенная модель матричного материала, состоящая из только одной SiC-фазы. При реализации PIР и CVI-технологий наибольшую чувствительность к увеличению пористости матрицы имеют КМК с низкомодульными УВ и УВ с невысокими отрицательными значениями КЛТР. Для КМК на базе УВ Т800 изменение продольного КЛТР составило порядка 66 % при пористости 20 %. Увеличение пористости приводит к снижению всех упругих характеристик КМК, в наибольшей степени для поперечного модуля упругости и модуля сдвига.
Теплостойкость полимерных композитных конструкций обуславливает надежность и безопасность летательных аппаратов. Нанесенные на поверхности полимерных композитных конструкций теплоотражающие покрытия обеспечивают благоприятный режим их работы. Показана взаимосвязь дефектности теплоотражающего покрытия с теплостойкостью полимерной композитной конструкции. Предложена методика определения допускаемой дефектности теплоотражающего покрытия полимерной композитной конструкции для характерных температур. Приведена расчетная оценка допускаемой дефектности теплоотражающего покрытия стеклопластиковой стенки.
Ващенко А. Н., Григорьев М. Н., Цзыян Чжан
Целью исследования является обзор разработки и применения гражданских беспилотных летательных аппаратов на опыте КНР. Приведен пример компании DJI как одного из мировых разработчиков БПЛА. Рассматривается взаимодействие высшей школы КНР и современного национального бизнеса, демонстрирующего хорошие результаты, и перспектива взаимодействия в процессе обучения студентов, имеющих склонность к предпринимательской деятельности в области высокотехнологичного бизнеса и представителей бизнеса. Предложена организация стратегического взаимодействия представителей РФ и КНР в разработке и применении БПЛА и систем, основанных на использовании БПЛА, в интересах двух государств.
Григорьев Н. В.
Типовой процедурой обработки данных летных испытаний является сглаживание измерений в целях получения оценки измеренного в полете истинного сигнала. Если обработка данных проводится в частотной области, то возникает необходимость оценки частотного образа (Фурье-образа) истинного сигнала по его измерениям. Предлагается метод построения простейшей оценки Фурье-образа сигнала в виде низкочастотной части Фурье-образа измерений. Такая оценка определяется единственным параметром – частотой среза. Показатель качества оценки – средний квадрат ее отклонения от Фурье-образа истинного сигнала. Задача построения оценки Фурье-образа сигнала рассматривается как задача нахождения оптимальной частоты среза, для которой критерий минимален. Построена аппроксимация зависимости критерия от частоты среза в виде функции только измерений. Оценка оптимальной частоты среза находится в результате минимизации аппроксимационной зависимости. Предлагаемый метод оценки оптимальной частоты среза не содержит настраиваемых параметров. В приложении к задачам идентификации аэродинамических характеристик самолета показано, что оценки частот среза, полученные предлагаемым методом, обеспечивают точность идентификации, сопоставимую с точностью идентификации при оптимальных частотах среза.
Анфиногенов Е. В., Якушева М. А., Дмитриев Д. К., Побелянский А. В., Левихин А. А.
Рассматриваются особенности проведения испытаний микроразмерных турбореактивных двигателей на испытательном боксе БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова при разных погодных условиях и с различным расположением двигателя относительно патрубка вытяжной вентиляции. Определены проблемы, возникающие при проведении испытаний микроразмерных турбореактивных двигателей, выявлено влияние климатических условий на работу двигателя и стенда.
Булат П. В., Чернышов П. С., Мельникова А. И.
Для беспилотных воздушных судов транспортного назначения ключевым вопросом является выбор характеристик подъемных движителей, которые должны обладать достаточной эффективностью при ограниченных размерах. Последовательно рассматривается методика численного моделирования винто-кольцевых движителей – винтов в кольце. Изучаются характеристики на режимах висения движителей с винтами, отличающимися количеством лопастей, геометрической круткой лопастей, степенью покрытия ометаемой винтом площади и удлинением лопастей. Получены зависимости коэффициентов тяги и мощности, а также показателей эффективности движителей для широкого диапазона частот вращения и подведенной к винтам мощности двигателя. Отдельно рассмотрен вопрос оптимизации движителей. Результаты сравниваются с эталонными экспериментальными данными ЦАГИ.
Дудников С. Ю., Вокин Л. О., Кузнецов П. Н.
Винто-кольцевые движители широко применяются на транспортных средствах с высокой подведенной мощностью двигателя, приходящейся на единицу ометаемой винтом площади. Численное моделирование позволяет выбрать аэродинамические конфигурации новых летательных аппаратов и их двигателей, а также определить оптимальные режимы их работы. На основе результатов численного моделирования определяются характеристики винто-кольцевого движителя на различных режимах полета, с различным углом установки лопастей. Исследуется влияние зазора между законцовками винта и внутренней стенкой кольца на тягу и располагаемую мощность винто-коль¬це-вого движителя.
Алиева Г. В.
Статья посвящена оптимизации обнаружения множества удаленных объектов в инфракрасном диапазоне с помощью моностатических оптических радаров. Сформулированы и решены оптимизационные задачи, позволяющие повысить эффективность обнаружения множества удаленных объектов в оптическом диапазоне. Определены условия достижения минимальной средней величины поперечного сечения обнаруживаемых объектов в двух режимах: при обеспечении обратной зависимости дистанции обнаружения от минимальной величины обнаруживаемого сигнала от искомых объектов; при обеспечении прямой зависимости дистанции обнаружения от длины волны, т. е. в тех зонах, где с увеличением длины волны прозрачность атмосферы увеличивается.
Гейчайлы Ш. Ю., Амирова Т. Н.
Разработана новая методика валидации результатов спутниковых измерений солености почвы с использованием спутниковых оценок индексов SAVI и VSSI. Предложен новый индекс солености почвы в виде линейной взвешенной суммы экспоненциальных функций этих индексов. Показано, что предлагаемый новый индекс имеет экстремум в виде минимума от сигнала в диапазоне red. Наличие такого минимума исключает необходимость поиска на тестовом участке почвы с достаточно высокой проводимостью при проведении валидации полученных больших оценок индексов SAVI и VSSI.